В Оренбурге заброшены здания культурного наследия, которые могли бы быть украшением города. Народный фронт провел рейд по таким домам и уже направил результаты в прокуратуру.
«Я всегда испытываю щенячий восторг, когда сажусь за картину. Все внутри начинает клокотать, надо скорей-скорей».
Щенячий восторг заслуженный художник России Анатолий Шлеюк испытывает при виде старинных оренбургских домиков и особняков. И это состояние он сумел передать художникам разных областей России и Черногории во время международного пленэра в Оренбурге. Это событие проходит в областном центре два последних года. Российские и европейские художники были поражены красотой исторических домов Оренбурга.
«Красота мест... Это от того, что у нас много старинной архитектуры. Кирпичные, деревянные здания, а это очень интересная архитектура», - делится Анатолий Шлеюк, Заслуженный художник России, председатель оренбургского отделения Союза художников России.
Ученые добавляют - оренбургская архитектура не просто интересная, а уникальная. И эти уникальные особняки, еще недавно вдохновлявшие художников, вмиг состарились на несколько столетий. На переулках Фабричном, Банном, Орджоникидзе, Коммунальном. Особняк начала двадцатого века купчихи первой гильдии Двойры Моисеевны Бутом - раньше здесь была роскошная парадная лестница. Сейчас туда подниматься просто опасно.
В старинные особняки мы беспрепятственно попадаем вместе активистами Народного фронта. В двенадцати домах, большая часть которых является объектами культурного наследия регионального значения, вход ничем не ограничен.
«Может случиться какое-то происшествие, ЧП. Некоторые объекты граничат с жилыми домами, если в объекте культурного наследия что-то случится, теоретически пожар или обрушение, могут пострадать и соседние строения, в которых живут люди», - говорит Александр Сачёв, эксперт Народного фронта в Оренбургской области.
Эти объекты культурного наследия вместе с народным фронтом проверила и прокуратура города.
«В ходе обследования установлено, что объекты подвержены частичному разрушению, по назначению не используются и не эксплуатируются, при этом доступ граждан через дверные и оконные проемы не ограничен. Непринятие мер по ограничению доступа в аварийные здания создает угрозу для жизни и здоровья граждан», - говорит Ксения Залесская, помощник прокурора Оренбурга.
После окончания проверки прокуратура примет меры по отношению к собственникам помещений. А они у памятников как государственные, так и частные. Например, некий бизнесмен приобрел городскую усадьбу конца девятнадцатого-начала двадцатого века в центре города. Взял на себя обязательство сохранить объект культурного наследия. Но вместо этого решил перепродать по более высокой цене.
«Из свободных источников известно, что цена продажи — 2-2,5 миллиона рублей. За сто семьдесят купили, за два с половиной попытались продать», - продолжает Александр Сачёв.
А ведь за действиями таких собственников и за состоянием старинных домов должна следить инспекция государственной охраны объектов культурного наследия области. В ответе на наш запрос в ОКН сообщили, что на частного собственника городской усадьбы 19 века инспекция подала в суд с требованием сохранить историческое здание. Выданы предостережения о необходимости сохранения других объектов культурного наследия на переулке Коммунальном, Диспансерном, Орджоникидзе, Южном, Гугучкинском. Будут наложены штрафы. А вот когда начнутся работы по восстановлению исторических домов - в ответе не указано.