07.12
На последнем заседании Законодательного Собрания Оренбуржья в тени бюджета остались сразу два новых закона, способных оказать влияние на повседневную жизнь людей. Депутаты ударили по «наливайкам» в жилых домах и ввели драконовские штрафы за ненадлежащее содержание придомовой территории. Но по порядку.
«Наливайки» как-то разом заполонили Оренбург в середине 2010-х при Арапове. И стали усладой всех дворовых алкоголиков. Прочие жители , которые бывали в иных городах, и не видели там подобного. Возмущались, конечно. Апофеозом возмущения стали времена ковидные. Люди не понимали, почему закрылись кафе и рестораны, а «наливайки» преспокойно продолжили работу. Оказывается, они успешно притворились магазинами! Продавали рядом с пойлом хлеб, да спички. И все наивные контролеры, странным образом, в это поверили. Даже те, что нещадно штрафовали нормальные магазины за отсутствие сертификатов на дезинфекцию. А потом народ и возмущаться прекратил. Ибо привык. Вот ту -то депутаты и вмешались. Потому, наверное, что по статистике у нас в области заметно выросло употребление алкоголя.
С 1 марта продавать его в жилых домах можно будет только кафе, ресторанам и буфетам. А всем прочим — нельзя. Как же отличить их от прочих? Да очень просто! Авторы законопроекта не стали заморачиваться тонкой гранью, которая отделяет гастроном от пивнушки. Теперь если площадь менее 50 метров, то это точно — не кафе, не буфет и не ресторан. И продавать спиртное такому заведению будет нельзя. Но даже кафе и буфетам запрещено продавать в жилых домах спиртное ночью. Только ресторанам.
Теперь главное. Чего ждать от действия этого закона? Многого не стоит. Потому что в Оренбурге — сюрприз для депутатов — давно и успешно действуют круглосуточные курьерские доставки спиртного. Так что денежный пирожок будет просто переделен в пользу других рыночных игроков. Но кое-какое благотворное воздействие на ситуацию все-таки будет. Доставкой воспользуются не все. Как показывает статистика, любой антиалкогольный запрет всегда дает результат. Не обязательно большой, но дает. На несколько процентов снижается подростковый алкоголизм, на несколько — преступность. Это, впрочем, при условии, что новый областной закон будет неукоснительно исполняться. В чем есть легкие сомнения. В структурах администрации Оренбурга из-за низких зарплат — сильная нехватка кадров. А дееспособность тех, что есть, как бы сказать помягче, вызывает смутные сомнения. Пример? Вспомните недавний сезон торговли бахчевыми. Сколько в областном центре было мест их придорожной продажи! А это, между прочим, категорически запрещено. Законом. Если несанкционированную торговлю ягодами в Оренбурге не могут проконтролировать… Ну, вы меня поняли.
О сермяжной правде штрафов за ненадлежащее содержание территории напишу чуть позже.