Пятница, 09 июня 2023
21, малооблачно
ФГУП ВГТРК ГТРК "Оренбург"
17:01
21.03
Андрей Федосов
Вопросы без ответов
© Андрей Федосов

Семь пожилых митрополитов несколько часов стояли на улице перед администрацией Зеленского. «Президент» территории 404 к ним не вышел. Выходили его шестерки. Кто-то скажет: высокомерие. Но мне кажется, кровавый клоун просто струсил. Или струсили бесы, которыми он одержим. Но шут с ним. Он уже совершенно не интересен.

Гораздо важнее другое. Семь митрополитов несколько часов стояли перед закрытой дверью, чтобы попросить его не осквернять Лавру. Которая уже, собственно, осквернена. И в том, что монахов оттуда выселят, а над святыми мощами надругаются, сомнений нет. Правильно ли было стоять часами в ожидании? Зачем? Попросить одуматься? Но кого? Марионетку? Ему велено и он все равно это сделает. Есть ли смысл? Кто-то скажет, что монах должен быть смиренен. Да. Это так. Но правильно ли это в данном случае? Не знаю. Мне вспоминается, как Владыка Украинской Церкви МП Онуфрий после 24 февраля выпустил какое-то обращение о «защите суверенитета страны». Он что, не понимал, что там нет ни страны, ни суверенитета?! Оренбургский Владыка Вениамин, у которого я попросил разъяснения, предположил, что написал он это с дулом у виска. Нисколько в этом не сомневаюсь. Человек вообще слаб. Он может испугаться. И не нам судить жителей этой территории. Не гражданам, пожалуй, самой демократической, а иногда мне кажется, даже излишне мягкой страны. Я ещё году в 18-19-ом поражался, насколько в жителей 404 глубоко въелся страх. Настолько, что они его даже замечать перестали. И именно от страха у них агрессивность. Испуганная кошка всегда шипит.

Но в том-то и дело, что митрополиты - не обычные люди, для которых нормально бояться смерти. Они монахи. Люди, которые к смерти, напротив, стремятся. Они ее бояться не должны. Я хорошо понимаю, почему монахи русского монастыря Святого Пантелеймона на Афоне дружно отказались прививаться от ковида. Многие в итоге очень тяжело переболели. Иные умерли. С моей точки зрения, антипрививочность - разновидность идиотизма. Но точно не в этом случае. Они никого не агитировали против прививок. Они просто показали, что не боятся смерти и отдают себя в руки Божии.

А на Украине иначе? Монахи там говорят, что молятся за власти этой страны. Нет, я понимаю: и за одержимых бесами кто-то должен молиться. Но, может, тогда так и надо было сказать: «молимся за одержимых»? И некоторые монахи Киевской лавры, не дожидаясь принудительного выселения, сами ее покидают. Правильно ли это? Может, им стоило положиться на волю Божию и дождаться принудительного выселения? Тоже не знаю. И ещё: в годы большевистских гонений в Церкви нашлось место самым разным моделям поведения. Кто-то проявил «смирение» и затмился. Таких было, наверное, большинство. Кто-то вовсю прислуживал безбожной власти.

Известно, что лидер подбольшевистских «обновленцев» Выгодский прилюдно щеголял в облачении зверски убитого Патриарха Тихона. Кто-то вступал с властью в компромисс. Но только в той части, когда это касалось спасения страны в ВОВ. А кто-то вообще ни в какой компромисс вступать не стал. Принял муки или смерть. Как тот же Патриарх Тихон, Лука Войно-Ясинецкий или Макарий Оренбургский. Хотя у каждого из них была возможность для отступления. И именно на крови этих мучеников, наверное, и вернулась к нам Церковь после падения Советской Власти. Варлам Шаламов писал, что в колымских лагерях человеческий облик теряли все - герои войны, монументальные генералы, образованные интеллигенты, старые большевики и комиссары. Последние быстрее всего. Кроме … некоторых «попов и монахов». А он был неверующим. Его трудно обвинить в предвзятости.

Этот текст, пожалуй, получился сумбурным. Потому что у меня нет ответов на поставленные вопросы. Я для этого слишком мирской человек. Я честно говорю, что не понимаю, что для этих людей правильно, а что нет. Для себя - понимаю. Для них - нет. Надеюсь, мне удалось не впасть в чистое осуждение. Может у кого-то есть более точные ответы?

Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться на сайте с помощью одной из социальных сетей: