26.10


Итак, на прошлой неделе Законодательное собрание области снова «поджало» Оренбург в плане полномочий. И впервые слегка «раскулачило» Оренбургский район. Оппозиция, как водится, поспорила, но без результата.
Опыт такой уже был. Ранее областному министерству архитектуры передали градостроительные полномочия Оренбурга. Многим тогда показалось, что это нелогично. Почему только Оренбурга? Что, Курманаевка или Орск не достойны качественного градостроения? На самом деле логика в ТОМ решении была. И называлась она «Молодой Оренбург».
В своё время Денис Паслер озвучил задачу уменьшить отток населения из области. Он сразу предложил смотреть на вещи реально: из районов и небольших городов все равно будут уезжать. Урбанизация - мировой процесс. Но надо постараться «задержать» людей в самом крупном городе региона -Оренбурге. Для этого он должен стать комфортнее. И здесь должен сыграть роль «Молодой Оренбург». Огромный новый микрорайон на северо-востоке города. По сути ещё целый город на 100 с лишним тысяч жителей. Ответственна за реализацию многомиллиардного проекта область. Поэтому логично, что она взяла на себя ВСЮ ответственность за градостроение в областном центре.
Стало ли в Оренбурге с тех пор хуже с градостроением? Определённо, нет. Стало ли лучше? Безусловно. Город стал краше за счёт нацпроектов. А вот какого министерства в том заслуга, сказать затрудняюсь. Архитектуры, строительства или администрации Оренбурга. Простому горожанину здесь разобраться очень сложно. Поэтому и похвалу, и претензии горожане обычно адресуют тем, кого знают - Паслеру и Салмину. И все. Особенность человеческой психологии.
Вместе с тем, шероховатостей градостроительных за последнее время тоже хватало. Вспомним только проект застройки Туркестанской двадцатиэтажными башнями. Горожане были в шоке. Я, например, не понимаю, как власти даже подумать (!) могли о разрешении ТАКОГО проекта. Или проект реконструкции Зауральной рощи. Он получил на градостроительном Совете массу замечаний от губернатора, министра строительства и главы города. Но никто не сказал, что король-то голый! Если убрать все многочисленные несуразности, то от проекта почти ничего и не остаётся.
Но это частности. Логика в том решении была. А вот в изъятии у двух муниципалитетов новых полномочий я ее не вижу. И объяснения странные.
Напомню, заместитель министра архитектуры Татьяна Берест на заседании ЗС объяснила передачу градостроительных полномочий от Оренбургского района своему министерству тем, что Оренбург, чьи полномочия уже переданы, это «одна агломерация». Но это ведь не так. Юридически это разные территории. И с точки зрения здравого смысла тоже. Это совершенно очевидно, если заехать в район дальше посёлка Пригородного. Там много настоящих деревень. Чей образ жизни очень сильно отличается от городского.
Можно, конечно, предположить, что минарх желает взять на себя функцию просветительскую. Научить- таки людей правильно строить. Но в Оренбургском районе строительство и так идёт. Может даже кипит. Между тем, в Орске, например, его вообще почти нет. А в Бузулуке умудряются строить микрорайоны многоэтажек на выгребной яме! Совсем без канализации! Вот где не хватает уроков градостроения! Вот куда самое место направить энергию министерства архитектуры!
Ещё меньше понятен смысл передачи в ведение минарха функций согласования рекламных конструкций и торговых киосков в Оренбурге.
Вице-губернатор Дмитрий Кулагин объяснил эту меру необходимостью «наведения порядка». Благое намерение. Но все знают, что портят Оренбург не столько киоски и уж тем более не рекламные конструкции, сколько ужасающее состояние мусорных площадок, ржавые «ПАЗики» на городских маршрутах и стаи бездомных собак! Может, и эти функции передать минарху!? Здесь я, конечно, утрирую, но в эту своеобразную логику сие вполне укладывается.
Еще Татьяна Берест говорила про оптимизацию. Но Максим Щепинов, председатель экономического комитета ЗС, обратил всеобщее внимание на тот факт, что исполнение министерством архитектуры функций по надзору за наружной рекламой и киосками потребует набора дополнительного штата, помещений, оборудования… Появятся десятки новых чиновников. Все это обойдётся в 30 миллионов рублей в год. Какая же тут оптимизация?!
Между тем, главная проблема наружной рекламы и киосков совсем не в сомнительном внешнем виде, а в нелегальности. У нас полно незаконных киосков, которые не платят налоги и аренду, и немало незаконных рекламных конструкций на стенах зданий и заборах. Город вроде бы с этим борется, но сомневаюсь, что очень уж успешно. Может, здесь ему подставить плечо на общую пользу? Но минарх этим заниматься не собирается. Он это оставляет все тому же городу. А себе забирает функцию «разрешать-не разрешать» тем, кто занимается бизнесом исключительно легальным. Куда более … приятную. Ну, как в сказке про вершки и корешки.
И не стоит при этом кивать на тот факт, что главы - Салмин и Шмарин - согласились с нововведением. Они сегодня фигуры совершенно не самостоятельные. Ни финансово, ни административно. Так что единственное, что здесь может сделать все тот же Сергей Александрович, - это грозно сдвинуть брови, грянуть кулаком по столу и заявить: «Согласен! О, вы ещё не знаете, КАК я согласен!».
А теперь подведу итог. Вся эта история «не есть хорошо». Это либо чисто аппаратная «перестановка» без особого смысла, либо… наша региональная власть из-за почти полного отсутствия вменяемой оппозиции заметно расслабилась. И разучилась внятно объяснять. И, конечно, это почти приговор местному самоуправлению. Его у нас просто нет. Это надо признать. Муниципалитеты стали просто ещё одной ступенькой вертикали власти. И того же главу Оренбурга смело можно переименовывать в министра по делам областного центра. И передавать функции от одного министерства к другому.
Суть от перемены названия не поменяется. Отчасти это и неплохо. Достаточно вспомнить многих городских и районных глав 90-х и нулевых, которые либо открыто фрондировали по отношению к региональной власти, что не шло никому на пользу, либо просто не справлялись. А убрать их было нельзя - всенародно избранные же! Однако есть здесь и негативные моменты. Если в моменте, сейчас, когда страна переживает непростой период, жесткая вертикаль оправдана, то в более спокойные времена ветвь власти максимально близкая к населению нужна. Потому что такая может решать многие мелкие вопросы, «спускать» пар и поддерживать в обществе баланс. То есть устойчивость. А если ее сейчас совсем нет, то откуда она появится завтра? Символом отсутствия местного самоуправления стали оренбургские городской и районный Совет депутатов. Мы их зачем выбирали? Чтобы они представляли наши интересы и контролировали исполнительную власть. Эта ситуация показала, что ни того, ни другого нет в помине. Эти органы совсем ни за что не отвечают. Так может есть смысл сэкономить на этих декорациях? Все равно никто не заметит.
Фото: Оренбург онлайн