Среда, 27 сентября 2023
20, малооблачно
ФГУП ВГТРК ГТРК "Оренбург"
15:09
07.06
Андрей Федосов
НЕ ТРОГАЙТЕ ЕГЭ!
© Андрей Федосов

Тут у нас очень много разговоров об отмене Болонской системы. Что ж, образование наше нуждается в переменах. Главное, вместе с водой не выплеснуть и ребенка. Ни в коем случае не отменять ЕГЭ!

Между тем, народ наш во всех интернет-опросах демонстрирует, увы, единодушие. Большинство за отмену. И их можно понять. ЕГЭ - это стресс. И для школьника, и для его родителей. У него много минусов. Но есть один плюс, который все перевешивает. ЕГЭ - это реально работающий социальный лифт! Благодаря ему в лучшие вузы страны реально поступают на бюджетные места ребята из маленьких городков и даже деревень. Это правда. И удалось победить коррупцию при поступлении в вузы. А она до ЕГЭ была грандиозна! В советские годы, помнится, она была темой многочисленных анекдотов. Да о чем говорить? Я сам в этом убедился, когда в 1987, после школы, поступал на элитный журфак МГУ. Там тогда была негласная, но железобетонная квота на поступление деток советской творческой элитки. Которая потом стала антисоветской. Но это уже иная история.

Думаю, в 90-е эта «коррупция на абитуре» осталась по масштабу такой же. Но монетизировалась. В смысле от пресловутого «блата» - к отношениям товарно-денежным. А потом пришёл ЕГЭ, и кормушка кончилась. Нет, коррупция никуда не делась, но она ушла в сферу «экзамен-зачет». И действительно, талантливым ребятам мешать в целом перестала.

Так что с ЕГЭ расставаться нельзя! Хотя содержание его надо менять. Совершенствовать задания, уровень проверки. В том, что он не совершенен, я убедился, когда сам его сдавал в виде эксперимента несколько лет назад. И очень сложная процедура. До полной бессмысленности. А главное, пора умерить пыл борьбы против «списываний и шпаргалок». Здесь наше педагогическое начальство явно перегнуло палку. Обыски-шмоны, глушилки связи, запреты снимать-надевать пиджак, наклоняться за упавшей ручкой… Только овчарок и автоматчиков на вышках не хватает! Иногда кажется, что некоторые педагоги у нас о ГУЛАГе грезят! Не надо создавать детям лишний стресс, заранее подозревая их в неблаговидном. То есть не надо судить о них по себе!

Полагаю, нашему образованию нужна смена не столько формы, сколько содержания. Система бакалавриатов-магистратур мутновата, но к ней уже привыкли. Пусть остаётся. «Чистить» надо учебники, программы и …педагогов. Несколько лет назад я лично держал в руках учебник «Обществоведения», в котором чёрным по белому перед детишками декларировалась цель получить гражданство «нормального» государства. Подновлен он был при содействии какой-то зарубежной шараги. А скучнейшие учебники истории с массой фактических ошибок и откровенных глупостей? А безумные программы литераторы? Но еще хуже - подготовка наших педагогов. Года три назад к нам на эфир пришли дети с учителем, которые поставили спектакль о Холокосте. Мне он понравился. Однако, я спросил: почему нельзя сделать нечто подобное на отечественном материале? Училка на полном серьезе начала мне доказывать, что Холокост уникален! И в истории человечества не было ничего подобного! И этой бредятине она учит детей.

В общем, образование наше нуждается в переменах. Это признано. Главное, чтобы в этих переменах мы опять не уткнулись в прошлое. Советское образование было получше нынешнего российского, но далеко от совершенства. Особенно в плане воспитания. Всем, кто пытается мне доказать, что оно создавало чудесных членов общества, я задаю один вопрос: откуда в 90-е взялось столько бандитов, мошенников и проституток? С другой планеты? Нет, это логичное следствие советского образования, основанного на идее, в которую давно уже никто не верил.

В общем, менять необходимо, КАК МЕНЯТЬ - вопрос серьезный. Но важнее всего не погубить реально работающий социальный лифт!

И точно не надо доверять стенаниям части вузовской общественности, которая многие годы ноет про ужасное «поколение ЕГЭ». Зачатую за этим стоит тоска по утраченным возможностям «зарабатывать» во время поступления студентов. В этой среде, кстати, тоже назрели перемены. Например, у нас в Оренбурге есть вуз, где при явном попустительстве ректората и правоохранительных органов в среде преподавателей торжествуют откровенно антироссийские настроения. И они не стесняются транслировать их в соцсетях. Мне его назвать или сами знаете?

И последнее. Убежден, что в ближайшие годы, бОльшая часть бюджетных мест должна быть отдана участникам спецоперации. Без экзаменов. Новую элиту надо целенаправленно формировать.

Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться на сайте с помощью одной из социальных сетей: