Вторник, 24 мая 2022
16, облачно
ФГУП ВГТРК ГТРК "Оренбург"
15:36
11.05
Андрей Федосов
О МИЩЕРЯКОВЕ, САЛМИНЕ И ТЕОРИИ «МАЛЫХ ДЕЛ»
© Андрей Федосов

Итак, новоиспечённый глава Оренбурга Сергей Салмин взял себе в советники своего предшественника Юрия Мищерякова. И даже провел с ним вместе фотосессию. С точки зрения пиара - ход грамотный. У Мищерякова, безусловно, есть рейтинг. И любовь народная есть. Правда, последняя бывает зла. И за несколько последних лет в ГД, когда Мищеряков оренбуржцам ровным счётом ничем не запомнился, она, конечно, слегка уменьшилась. Но осталась. Однако, я сейчас не о том. Не знаю, насколько будут Салмину необходимы советы патриарха муниципального управления, но … Давайте попробуем разобраться, чему Мищеряков может научить Салмина.

Итак, начнём с самого важного. Может ли Мищеряков научить Салмина лучше чистить в городе снег? Вряд ли. При нем зимой в Оренбурге чистили гораздо хуже, чем сейчас. Ныне неважно очищают тротуары, дворы и междомовые проезды. С магистралями - порядок. А тогда и их чистили плохо. Что имело объяснения. Именно при Мищерякове была создана система, когда город уповал не на собственную снегоуборочную технику, - ее просто не было - а на чужую. Различных предприятий и организаций. Ее в случае снегопада как бы арендовали. Предполагалось, что за это надо платить. Но на деле платили не всегда. Однако, технику давали. Мищерякова побаивались. Ходили слухи о том, какая у него поддержка внизу - среди братвы - и «там, наверху». Но эта система ещё тогда давала сбои. А после Мищерякова совсем развалилась. Тех, кто пришёл за ним, уже не боялись. А своей техники у города не было. Только теперь ситуация стала меняться. Последние годы технику стали покупать - Паслер помогает. И дела в этом плане потихоньку налаживаются.

В сфере общественного транспорта тоже вряд ли чему хорошему Мищеряков научит. Разве что как полностью потерять за пассажирскими перевозками муниципальный контроль. Этот процесс начался как раз при нем. Хотя последние удары по муниципальному транспорту были нанесены уже при Арапове. Сейчас, впрочем, терять там уже и нечего. Либо возвращать, либо так и ездить на ржавых «пепелацах».
Дороги делать Мищеряков Салмина тоже вряд ли научит. Они сейчас тоже гораздо лучше, чем при нем. Ныне денег в них вкладывается гораздо больше. Спасибо нацпроекту. Но и, при всем осуждении нынешних подрядчиков, при Мищерякове дороги делали куда хуже. Тогда было муниципальное дорожное предприятие, которым руководила депутат Горсовета Нина Куликова. Оно, бывало, работало так: осенью асфальт кладут, а весной его смывает. И скандалов особых не было. Даже благоволения главы Куликова не теряла. Потом была мутная история с банкротством предприятия, уголовное дело, но закончилось все ничем. В смысле предприятие исчезло, как его асфальт по весне, но никто за то не ответил.

Чему у Мищерякова можно учиться, так это поддержанию чистоты и лоска на значимых улицах. В летний период. Сейчас до такого далеко. И цветы тогда на клумбах от болезней, как в прошлом году, массово не погибали. Правда, злые языки говорили, что тогда они приобретались втридорога через фирму дамы с той же фамилией. Но … Не знаю, правда это или нет, только сейчас за такое бы посадили. А тогда это бывало. Но прежде в Оренбурге и бордюры с деревьями белили куда лучше, чем сейчас.

Команда у Мищерякова была на зависть. Не вся, правда. Но главы округов - Тонких и Иванченко - были глыбами. Настоящими мастодонтами. В своих округах знали и могли все! Их боялись, с ними считались. Даже братва. Тогда она была ещё не объектом власти, а субъектом. При таких помощниках любой мэр может успешно рулить, что твой великий кормчий. Правда, достались они ему от предшественника - Геннадия Донковцева. Которого, говорят, на выборах 2000 года они же и «сдали». Нынешние главы округов - Решетов и Кембель - хорошие ребята, но до мастодонтов им далеко. Надеюсь, пока.

Ещё у Мищерякова можно учиться нестандартному мышлению. Сейчас мало кто помнит, но ДО него лифты в ночное время в Оренбурге не работали. Такие нормы были советские. И о другом никто не помышлял. Вернулся домой поздно - иди пешком. Эту нелепую норму здесь отменил именно он!

Переход от ещё одной идиотской Советской системы - выноса мусора, когда жильцы с вёдрами выходили к машине, к нынешней - это тоже Мищеряков. Хотя, если посмотреть на нынешнее состояние контейнерных площадок, сомнения возникают. Может, лучше бы и сейчас выносить ведра в 7 вечера . Опять же, общение народное в очереди было. Круче соцсетей, которых тогда не было.
Умение общаться с народом у Мищерякова было. Правда, на любителя. У нас многие любят, когда начальство монументальное и о-о-очень значительное. Кстати, в те времена в мэрии была забавная, на мой взгляд, мода. Но характерная. Дарить друг другу на юбилеи портреты именинника в ретро-мундирах с золотыми эполетами. Кстати, Салмину это точно не походит. Он сам по себе куда проще в общении. И совсем не «надут». Хотя городским старейшинам он в первую встречу напомнил как раз разлюбезного Мищерякова. «Отутюжен». Как и положено «настоящему начальству».

Учиться у Мищерякова выстраивать отношения с вышестоящими ныне тоже бессмысленно. Времена совсем иные были. По отношению к губернатору он тогда умеренно фрондировал, а на уровне федерального округа умел находить поддержку. Сейчас это не применимо. Губернатор, если что , снимет с должности - и все. Мэры нынче его креатура. И точка.

Контроль за городскими коммуникациями в те годы оставлял желать лучшего. Учиться этому Салмину тоже не надо. Сейчас это регулярно «аукается» . Стоит только приступить к капремонту улиц в центре города, моментально «вылезает» огромное количество нелегальных кабелей и труб. Пока с этим разбираются, ремонт задерживается. Улица стоит «вскрытая», народ стоит в пробках и ругает строителей и нынешние городские власти. А надо прежние. Город этим опутан, как утопленник щупальцами спрута , а бюджет здорово недополучает.

Именно при Мищерякове в центре города стали возводить здания, которые совершенно не вписывались в исторический архитектурный ансамбль. ТД «Успех», кафе «Евразия»… Впрочем, пик ужасающей точечной застройки был уже после - при Арапове . Зато ещё более ужасающая проектировка новых микрорайонов - без нормальных дворов, парковок и инфраструктуры - велась именно при Мищерякове. Как, например, пресловутого «Мертвого города». В моменте это, кстати, имело смысл. Стройка велась в невысоком ценовом сегменте, жильё хорошо продавалось. Было развитие. Зато теперь все это расхлёбывать и расхлёбывать. Парковочными войнами и спецтехникой, которая не сможет проехать в случае ЧС.

Зато именно при Мищерякове город стал светлее. В суровые 90-е даже центр утопал во тьме. Все изменилось именно при нем. И в праздничную иллюминацию в Оренбурге стали вкладываться именно при Мищерякове. И это было важно. Куда более яркая окружающая «картинка» меняла сознание. Сейчас не все помнят, но в Оренбурге советском и постсоветском вандализм был совсем не сопоставим с нынешними временами. Дворы и улицы тёмные, фонари везде разбиты, таксофоны повсеместно «раскурочены», подъезды в испражнениях. Так тогда у нас было принято. Именно Мищеряков менял это сознание. Разбили светильники в переходе? Ставим новые . Ещё разбили? Ещё ставим. Пока не привыкнут и не перестанут бить. И это работало.

В целом, Мищеряков был мэром времён всенародных выборов и работал в расчете именно на избирателя. При этом он - ну, или его советники - хорошо понимали: простой народ ценит больше МАЛЫЕ дела, чем большие . Больше ценит клумбы и крашеные бордюры, чем новую набережную. И совсем не ценит то, чего не видно. Например, ливневую канализацию. Поэтому ее можно СОВСЕМ не делать. Правильно это или нет, своего мнения не навязываю. Думайте сами. И стоит ли Салмину этому учиться… Посмотрим.

Да, вы думаете я забыл про главный «памятник» Мещерякову - пресловутый «Атриум»? Нет, не забыл. Просто сейчас столь амбициозные и бессмысленные проекты уже невозможны. Система иная. Город совсем лишился своей «самости» и старшие товарищи точно «поправят». Наверное. Хочется надеяться.

Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться на сайте с помощью одной из социальных сетей: