Суббота, 20 апреля 2024
ФГУП ВГТРК ГТРК "Оренбург"
17:54
13.08
Андрей Федосов
О СТРАТЕГИИ ДОРОЖНОГО РЕМОНТА В ОРЕНБУРГЕ, ДА И ВЕЗДЕ
© Андрей Федосов

Весной прокуратура вынесла предупреждение главе города по поводу качества дорог. Это дело привычное. Хуже, что ямы появились и на некоторых дорогах, отремонтированных в прошлом году. Правда, к середине лета вроде все поправили по гарантии, но осадочек-то остался. Впрочем, можно посмотреть на вопрос и философски. Бывало хуже. Например, однажды в нулевые нашему городу дали на ремонт дорог огромную по тем временам сумму в 400 млн рублей. До таких денег одномоментно не давали никогда, после - только в 2020. И половину рекордной по тому времени суммы по воле тогдашнего главы Оренбурга «отработала» депутат тогдашнего Горсовета, руководитель муниципального дорожно-ремонтного предприятия Нина Куликова. Осенью она отремонтировала сразу несколько крупных городских магистралей, а весной новенький асфальт сошёл вместе со снегом. Масштаб халтуры (в лучшем случае) поражал! И что? А ничего. Мэр-цветовод ее даже не пожурил. Напротив, он был жутко разгневан…нашими репортажами по этому поводу.

Во времена Евгения Арапова было тише, но не лучше. Впрочем, в его годы серьезных денег на ремонт городских дорог и не выделялось. Так, латали дыры. Но зато прославились другим: уже после прокуратура установила, что в случае выявления явного брака в ремонте требования устранить его по гарантии подрядчикам даже не направлялись. Системно. Что свидетельствует либо о потрясающем разгильдяйстве в администрации Арапова, либо о запредельном уровне коррупции. Впрочем, и то, и другое подрядчиков развращает одинаково.

Но вот пришёл суровый 2020. И впервые за долгие годы в ремонт дорог областного центра вложили огромные деньги. Итог всем известен: город оказался на многие месяцы парализован, ремонт протянулся до «белых мух», но парадокс: сотрудники мэрии в этом почти не виноваты. Зато за 2021, более благополучный ремонтный год, я бы им отрывал головы без сожаления. Объясню.

В конце 2019 года правительство ещё Дмитрия Медведева выделило Оренбургу огромные деньги на ремонт дорог. Но с условием: «отыграть» их до 1 января. Включая капремонт четырех магистральных улиц. То есть со всеми коммуникациями. Не отыграете - денег не будет. Отыграли. Правда, сразу встал вопрос: а кто будет делать ремонт? Деньги - дело хорошее, но они сами по себе асфальт не катают. А где взять нормальных подрядчиков с техникой, опытом, репутацией, если долгие годы должного ремонта не было? Нет, жуликов с авторучкой, которые готовы выиграть конкурс, нанять на субподряд бригаду криворуких гастарбайтеров и купить втихую битум «не той» марки, у нас в достатке. Но они и сделать нормально не могут. Не под то «заточены». А других не хватает. Ибо для того, чтобы возникли и бытовали нормальные специалисты, нужны регулярные заказы, с которых они могли бы жить. А заказов должного уровня финансирования не было долгие годы. Хорошо, нашёлся «Уфадорстрой» с его техникой, опытом и специалистами. Он чудом не развалился без серьёзных заказов в последние годы.

Ну, выиграли он конкурсы «под ёлочкой» уже, к новому году. А проектов-то нет. Их никто не подготовил. Никто же не знал о том, что будут деньги на столь большой ремонт. Зимой нормального обследования не проведёшь. В апреле вышли они на Туркестанскую, Аксакова, Правды и Комсомольскую. Вскрыли асфальт и обнаружили там - матерь Божия - огромное количество неучтенных коммуникаций. Их в последние 20 лет умудрились напрокладывать массу и не учесть в документах. Большой привет соратникам Мищерякова и Арапова! Но тех уж в мэрии давно нет. Как говорил герой сериала «Бандитский Петербург», «с мертвого не спросишь». А ремонт делать надо, но нельзя. В центре города может выйти «Хиросима». Надо делать нормальный проект. Пока делали, пришёл июль. Только тогда ремонт начали. Все это время подрядчик платил рабочим зарплату. Чтобы не разбежались. Сезон же. А движение в городе было парализовано. В итоге кое-как справились. «Уфадорстрой», чьи накладные расходы очень сильно выросли, в итоге обанкротился. Выплыли, правда, ещё, говорят, грешные долги прошлого руководства, но я не о том.

Зато в этом году все-все точно знали заранее . И про огромные суммы на ремонт, и какие улицы делать будут. Но героически наступили на те же грабли. Умудрились вовремя не подготовить все те же проекты. Потому на ремонт двух параллельных магистралей вышли в августе и собрались делать его до 1 декабря, ёлки точеные! В наших-то широтах. И перекрыли их одновременно, чем движение вновь затруднили. Верх раздолбайства и некомпетентности! А на тех улицах, где все же вышли вовремя, - тоже проблемы. В сметах ошибки на каждом шагу. Потому что нормально их подготовить некому. И это не вина Ильиных или Салмина. Почему - расскажу в отдельно. А пока о том, что нам глобально делать с городским дорожным ремонтом. Все просто и продумано до нас. Деньги выделять не «наскоками», а в плановом порядке. Равномерно. Год за годом. Стратегия нужна как воздух! Это позволит и подрядчиков нормальных «воспитать» методом отбора - одних отсеять, других привлечь. И специалистов мэрии научить, наконец, работать. О том, почему это так сложно, - в следующий раз. Там и о том, почему я Салмину, желая успеха, искренне сочувствую.

Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться на сайте с помощью одной из социальных сетей: