10.02


Как понимать дополнительное пособие для классных руководителей, о котором объявил президент в своём Послании? Думаю, однозначно: школе пора возвращать воспитательные функции. В 90-е как-то решили, что школе они не нужны. А учитель - аналог институтского лектора: прочитал урок и откланялся.
Конечно, главная воспитательная функция за семьей - да устоит она под атаками Оксан Пушкиных. Но и школе давно пора возвращать воспитательные функции. Точнее, заниматься социализацией детей . То есть помогать им осваиваться в коллективе и обществе, ставить цели, приобретать полезные навыки. Сразу после Послания я сделал на эту тему комментарий. Но вызвал этим огонь беспощадной критики. Я всего лишь сказал, что возвращать опыт прошлого надо без присущей тому показухи. На меня тут же набросились ревнители старины советской. Не было там показухи! И вообще, советская школа выпускала исключительно чистых, гармонично развитых, прекрасно образованных людей. Которых воспитывали пионерская и комсомольская организации, а также сбор макулатуры.
И тут мне кое-что вспомнилось. Когда я был маленький, нас в школе приобщали к общественно- полезному производству. Приучали к профессии. Помогали приобретать ценные навыки. Убеждён: в отчётах было написано примерно так. Назвалось это Учебно-производственный комбинат (УПК). Для этого мы ходили на Оренбургскую фабрику беловых товаров. Была когда-то такая в центре Оренбурга. Сейчас от неё и следов не сыскать. Юридическое лицо закрыли в 2009 году. Саму фабрику - гораздо раньше. Но в середине 80-х она вовсю ковала благосостояние развитого социализма. А может даже и строила коммунизм. Там мы, как настоящие рабочие, делали настоящие изделия для плановой экономики. Помните, были раньше такие картонные папки для бумаг? Их и сейчас ещё можно найти в любом архиве. Так вот, у неё были такие матерчатые завязочки . Мы их приклеивали. Папки нам поступали уже с дырочками. Нужно было спичкой просунуть завязочку в дырочку и ... приклеить. Если Вы думаете, что так отделывались от школоты, ошибаетесь. Настоящие пролетарии советского периода делали то же самое ! То есть работали спичкой. Все это происходило в большой и грязной комнате, куда пьяные грузчики с матом таскали заготовки папок с дырочками. Это был конец прошлого века! Космические корабли летали в космос, ВПК строил подводные крейсеры, нефтяники гнали за границу чёрное золото, а пролетарии строили коммунизм спичкой! И не надо было ничего внедрять. Папки производились планово, огромное количество трудящихся получали ставки. Ура, товарищи! Строительство коммунизма зиждилось на миллионах таких спичек!
А по отчетам школьники изучали реальное производство и получали полезную профессию. Советская школа была неплохо задумана. И в ней было много хорошего. Вот только склонность к показухе ее испортила, как квартирный вопрос булгаковских москвичей.
А по поводу того, что советская школа выпускала сплошь образованных людей с кристальными душами... Скажите, а откуда в 90-е взялись столь многочисленные бандиты и проститутки? Фарцовщики, которые потом стали олигархами? Совки, которые с маниакальным упорством тащили деньги в МММы и заряжали кремы у Кашпировского? Нацики с окраин одряхвлевшей империи - все эти Дудаевы, Гамсахурдии, Порошенко? А ведь у этого паноптикума было еще много элементов. Откуда они? Не из советской ли школы? И что сделало ими октябрят с ясными глазами? Уверен: фальшь! Контраст между отчётами с красивыми словами и грязными цехами, в которых работают спичками.
Вывод из всего этого прост, как редька, и прям, как рельс. Из прошлого надо возвращать хорошее, но оставлять там плохое. Иначе ... Просто не надо ещё раз наступать на пыльные грабли!