Среда, 29 января 2020
-17, пасмурно
ФГУП ВГТРК ГТРК "Оренбург"
10:46
22.11
Леопольд Ефименко
КУДА ЛЕТИШЬ ТЫ, ПТИЦА-МАРШРУТКА?
© Леопольд Ефименко

Произношу словосочетание «общественный транспорт», а в голове мгновенно возникает ассоциативный ряд: «пробка», «теснота», «давка», «ожидание», одним словом – «проблема». Ничего хорошего не слышится в этом словосочетании. Уже давно нет муниципальной монополии на пассажирские перевозки. Давно нет глупых планов и отчетов о том, сколько пассажиров в этом квартале мы «недоперевезли» по сравнению с предыдущим. Частный бизнес давно составил уверенную конкуренцию муниципальному транспорту, вытесняя юркими и подчас стремительными «ГАЗельками» неповоротливые и пыльные «ПАЗики» с городских маршрутов. А жаль…

На рынке пассажирских перевозок различия между работой муниципальных компаний и частных порой колоссальные. Это выражается, конечно же, в качестве предоставляемых услуг: в частных маршрутках, как правило, всегда чистый и опрятный салон. Да и ездят они быстрее, чем муниципалы. Но есть и еще одно существенное различие. Оно в ответственности, с которой подходят к своему делу пассажироперевозчики. Муниципал не выйдет на маршрут, только если безнадежно сломается. А уж если выйдет, то будет колесить по нему столько, сколько положено. О частниках такого не скажешь.

Не буду далеко ходить за примерами. Только в родном моем Орске закрылось уже несколько маршрутов. Ну, как закрылось... Не то чтобы они совсем исчезли. Где-то на бумагах они остались. И даже остались ответственные перевозчики, всевозможные ИП. Вот только ни автобусы, ни «ГАЗели» на этих маршрутах либо вовсе не появляются, либо появляются с интервалом до одного часа.

Отчего некогда оживленные маршруты исчезают, понять не сложно. Когда они только появлялись, составлялся график движения, набиралось необходимое количество транспорта, чтобы выдерживать этот график. Конечно же, определялись временные рамки, «со скольки и до скольки» будут курсировать микроавтобусы. И люди быстро привыкали к тому, что теперь не нужно бежать за два квартала до проспекта, а можно просто выйти на свою улицу, сесть и уехать туда, куда тебе нужно. К хорошему быстро привыкаешь.

Увы, к хорошему быстро привыкли и перевозчики. Но для любого предпринимателя хорошее, как правило, выражается исключительно в звонкой монете. А поэтому «зашибать деньгу» стали частники весьма своеобразно: В часы пик ездили буквально наседая друг другу на бамперы. В другое время предпочитали подремывать на «отстойниках». А выполнив дневную норму по сбору денежных средств, просто сходили с маршрута и ехали домой. Пассажиры же начали привыкать, что ждать удобной маршрутки в удобном месте рядом с домом – дело, чаще всего, безнадежное.

Частники, как следствие, уже скоро столкнулись с проблемой нехватки пассажиров. Выполнять план день ото дня становилось все труднее. И побежали водители вместе со своими микроавтобусами на оживленные центральные проспекты.

Круг замкнулся. Одни говорят: «Чего ради я буду работать на этом маршруте, когда там некого возить?!». Другие: «А чего ради мы будем его ждать, если он наверняка не приедет». Вот и возвращаемся потихоньку во времена былые. Остановки общественного транспорта снова где-то за два квартала, в маршрутку не влезешь, поскольку на одной остановке собрался весь микрорайон. Ну а вечером и вовсе беда. Все, выполнившие план по сбору денежных средств с пассажиров, разъехались по домам. Так что пойду-ка я на муниципальном трамвайчике, не торопясь, трясясь на стрелках, но доеду куда мне нужно. А там еще пара кварталов пешком – и дома.

Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться на сайте с помощью одной из социальных сетей: