16.10


Некоторое время назад меня в соцсети посетила одна дама. Она отреагировала на текст о том, что в Советском Союзе иностранцев всегда пропускали без очереди. Парировала, что в Советском Союзе было все, что надо. Если чего и не было, так это «простому народу» было не нужно. Универсально, конечно.
От чего или от кого тогда страдал не какой-нибудь гнилой интеллигент, а самый что ни на есть простой человек? Когда и где он ощущал полное, и оттого особенно унизительное, бесправие? Пожалуй, лучше и ЧЕСТНЕЕ всего о жизни простых советских людей писал Василий Макарович Шукшин. Точнее о жизни русских людей советского периода. И ситуаций, когда простого человека напрочь «размазывали» власть имеющие, у него в рассказах было немало. И делали это не партсекретари. Они у него тоже встречаются нередко. И выглядят для обычного человека хотя и бесполезными, но, в целом, безвредными. Гораздо хуже более мелкие бюрократы. Как в рассказе «Ноль - ноль целых». Там мелкий кадровик просто тешится над работягой, кичится, что одной буквой может всю жизнь испортить. И «размазывает» его полностью. Впрочем, простой человек с кадровиками общался не так уж часто. Возможно, даже и не подозревал, что его жизнь слегка подпорчена всего одной буквой в личном деле.
Гораздо чаще простому человеку портили жизнь работники советской торговли из продовольственных магазинов. Они имели над простыми людьми власть. На практике — почти неограниченную. Пожалуй, побольше, чем барин над крепостными. Хочет — отпустит товар, за которым люди часами стоят в очереди, хочет — не отпустит. Заявит, что кончились дефицитные конфеты или колбаса, и закроется, ежели настроение испортилось. Или перерыв объявит в любой момент. А уж нахамить — это для них было дело обычное. Было, впрочем, еще одно издевательство. Чисто материальное. Хочешь фрукт дефицитный — апельсин (кило в одни руки) — не только в очереди постой минут 40-60, но и купи банку залежалого «завтрака туриста». Не хочешь? Не будет тогда апельсинов. И народ терпел. А что делать? Есть -то надо! В соседний гастроном сходить? Он не так уж близко. И там ТОЖЕ САМОЕ.
Жаловаться? Герой рассказа «Обида» попробовал. Лучше бы просто потерпел. В руках у советской торговли тогда была ИСТИННАЯ власть в стране. Жаловаться в райкомы? Их обитатели этого просто не понимали, потому что сами в очередях не стояли. Для них были «спецпайки». Так что имейте в виду, если человек в возрасте рассказывает, что он в очередях не стоял, то он либо обеспамятел, либо из номенклатуры. Все это порождало еще и целый слой околоторговых прихлебателей, готовых смотреть в глаза властительнице прилавка. Человек так устроен, что он тянется к силе. А сила тогда была не в правде. Это тоже легко встретить в рассказах великого русского писателя. И я сам все это застал и хорошо помню.
С тех пор времена, конечно, изменились. Но не совсем. Строго все по Екклисиасту. Ничто не вечно. Но что было, то и есть. Сегодняшним посетителям продуктовых магазинов и не поверить в советские торговые аномалии. Колхозных теток из торговли и общепита выперли подчистую. Сделал это рынок. И конкуренция. Магазинов стало много. Можно идти в любой. Их хозяев интересуют не плановые показатели, как в СССР, а реальные деньги. Именно это уничтожило хамоватых властителей прилавка. В заведение, где продавец или официант регулярно хамит, просто ходить не будут. Это быстро скажется на доходе. Поэтому колхозные тетки вынужденно ушли из магазинов туда, где легче проявлять их натуру. В эстрадные певички, феминистки, зоозащитницы и прочее в том же духе. Но возможности их там сильно ограничены. Простого человека это может совсем не затрагивать. Чиновнику же быть хамом сегодня гораздо сложнее, чем советской продавщице. Его власть над простым человеком сегодня сильно ограничена. Интернет и телефоны с видеокамерой в помощь! Отметился чем-то «таким» - либо сам ушел, либо убрали. Бюрократия ныне, в сравнении с советскими временами, сильно «прибита» МФЦ. Вот что цифровизация животворящая делает!
Но место советских продавщиц не осталось пусто! Мне кажется, что его заняли всякого рода поставщики коммунальных ресурсов. На них тоже нет никакой управы. Все, в принципе, подозревают, что тарифы завышены. Просто сравните стоимость отопления двух-трехкомнатной квартиры с доходами обычного человека. И тепло вырабатывают не искусственные интеллекты, а обычные ТЭЦ и котельные. Но никому ничего не докажешь. Прокуратура не раз пробовала. На практике ничего особенного не вышло. Жалобы можно писать, можно не писать — результат одинаков. Тарифы проверяет департамент правительства. Я однажды был на суде по поводу этих самых тарифов. И там эти «проверяльщики» выглядели партнерами поставщиков. Причем, младшими. Нет, власть поставщики, конечно, уважают. Но в пределах разумного. Губернатор им сказал, что не надо выставлять счета «утопленникам» за период затопления. Выставили. Нет, обещали пересчитать, конечно. Если же в счетах кажется что-то неверным, вы ножками приходите. Разберемся. Ну, очередь, конечно. Но вы же в СССР сделаны!
А в Орске водопроводчиков вызвали на заседание горсовета. Так они туда просто не пришли. А все почему? Потому что им нет этим поставщикам альтернативы. Как колбасному отделу советского продмага. Ни рынка в этой сфере, ни конкуренции! А это, между прочим, тревожит. Что бы сейчас не врали красные инфоцыгане, Союз так легко развалился не просто так. И совсем никто не вышел его защищать только потому, что подавляющее большинство НЕ ХОТЕЛО в нем жить. Думаю, бесконтрольно- безальтернативная советская торговля сыграла в этом немалую роль. Знать прошлое для того и нужно, чтобы делать выводы и учить уроки.