05.09
На т. н. Украине запретили Православную Церковь. Через 1000 с небольшим лет после того, как святой Владимир крестил Киев. Не в первый раз, кстати, запретили. Запад ожидаемо промолчал. Разве что Иерусалимский патриархат что-то высказал. На самой т. н. Украине и вовсе православных людей «не нашлось». Среди тех, кто на слуху. Судят немногочисленных несгибаемых иерархов, да боксер Ломаченко возмутился. Все. Нет, миллионы православных людей на т. н. Украине остались. Десятки тысяч уже после запрета прошли крестным ходом. Но не стоит обольщаться. Народ может быть настроен как угодно. Однако ни переворот, ни революцию, он не совершит. Для того нужна организация. Лучше террористическая. И финансирование. В 1917 это были большевики и немецкие деньги. В 2014 - «Правый сектор» (запрещен в РФ) и деньги американские. Сейчас у православных нет ни того, ни другого.
Впрочем, гораздо интереснее почти полное молчание «запрещенной» УПЦ МП. Так уж вышло, что я несколько раз побывал на Святой Горе Афон. В Русском монастыре Святого Пантелеймона в том числе. Не все знают, что до 2016 он был фактически «украинским». Власть в нем принадлежала выходцам оттуда. Правильной, конечно, церкви представителям. Мне там посчастливилось довольно много общаться с батюшками и монахами из Малороссии. Они, на первый взгляд, очень похожи на наших, российских. Но разница все-таки есть. Украинские батюшки очень харизматичны. И красноречивы. Наверное, это сказывается многовековой отбор. Им приходилось веками отстаивать Православие в диспутах. С лукавыми католиками, которые во времена польской оккупации «лезли» на Русь. Недаром в период Раскола Патриарх Никон опирался почти исключительно на красноречивых малороссов. Украинские батюшки в беседах с мирянами заметно более склонны… пугать. Адом, например. Наши куда больший упор делают на позитив, который, несет Православная Вера. Это в русских традициях. Малороссийские батюшки чуть больше внимания уделяют ритуалам как таковым. И придают больше значения церковной иерархии. Наши более душевны, что ли. Для меня воплощение типичного Малороссийского священника - известный отец Андрей Ткачев, который мне очень симпатичен. Но к некоторым его речам я отношусь сдержанно.
До 2016 года при настоятеле старце о. Иеремие в афонском монастыре Пантелеймона доминировали выходцы из Малороссии. Потом, когда Иеремия отошел к Господу, настоятелем стал о. Евлогий. Родом из Челябинской области. Сменились и другие руководители. И к 2019 году монастырь сильно изменился. До 16 года он был самым дорогим на Афоне. В плане стоимости икон, книг и четок в монастырской лавке. А также треб. В других монастырях Горы (греческих и славянских) заказать молитву можно было за пожертвование. Размер которого — на усмотрение паломника. Хоть мелкая монета. А в Пантелеймоне расценки были будто для олигархов. Сорокоуст стоил сотни евро. Но стоило только поменяться власти, все там подешевело. В разы. Еще один момент. Если ты до 2016 года приходил в монастырь, то тебе сразу давали спецовку и отправляли на работы. «Нарезали» задание, из- за которого ты мог не успеть и на очередную службу. Объясняли, что «послушание паче молитвы». Лично мне приходилось там и красить, и на стройке что-то делать, и убираться в старинных храмах. А чистить к Пасхе старинный подсвечник, который никто не трогал лет 100. Было реально интересно! Но ничего подобного не было на Афоне нигде. И многих это удивляло. Ведь послушаний у нас и в мирской жизни хватает. Все бытие мирян из них состоит. А на Святую Гору многие ездили за молитвой, подобной которой нет нигде более. Но стоило возглавить монастырь выходцам из России, и это тоже поменялось. Еще малороссийские батюшки очень любили рассказывать, что там у них и семьи крепче, и Вера, и воспитание строже.
Выводы? Нет. Это просто наблюдения. В отличие от нескольких своих подчиненных, он не поднял голос против уничтожения Христовой церкви. Более того, даже подписал что-то в поддержку «суверенитета» т. н. Украины и ВСУ. И лично гонениям не подвергся. Я однажды спросил мнение о действиях Онуфрия покойного ныне Оренбургского Владыку Вениамина. Митрополит предположил, что сделал он это «под дулом». Я удивился. Это мы, миряне, боимся смерти. Нам простительно. Но он же монах! Его ли пугать смертью? Вениамин слегка пожал плечами. Я понял, что он просто не хочет обсуждать коллегу. Впрочем, уже очевидно, что возможность стать мучеником, на крови которых и произрастает Церковь, Онуфрий упустил. Однако так же было и во времена большевистских гонений. Одни батюшки разбежались, другие «подались в обновленцы», третьи сделали вид, что ничего вовсе не происходит. А иные, немногие, приняли мученический Венец и ушли в бессмертие. Тоже случилось и с прихожанами. Кто-то плясал на иконах, а кто-то «ушел в катакомбы». Но ничего у большевиков в исторической перспективе не вышло! И у Зеленского с его украми не выйдет. Потому что они полностью повторяют большевиков! Да и сами, как бы ни проклинали советское прошлое, чистейшие «совки». Почему? Напишу в следующий раз.