27.07
В отпуске ходил по Великому Новгороду. Вспоминал историю. Трогал руками древние стены. И задумался. Почему Новгород - древний, некогда невероятно богатый, стоявший на самом значимом тогда торговом пути «из варяг в греки» - не стал столицей России? Почему он, более древний чем Москва, в итоге обрел судьбу провинциального города? Думаю, дело в «евроинтеграции». Когда вторая столица Руси - Киев (первой была Ладога) в 12 веке фактически стала «переходящим» призом для князей из соседних княжеств, на Руси встал вопрос: кому быть столицей? Поставил его Святой князь Андрей Боголюбский, когда зял Киев штурмом. По этикету он должен был «сесть» там сам. Столица же. Но он демонстративно «посадил» там племянника, назвал киевлян «лукавыми» и забрал оттуда символ Русской государственности- икону Божией матери, после названную Владимирской. Он перенёс ее в свой любимый город на северо-восток. И стал последовательно делать из Владимира столицу Руси. В чем и преуспел. На ближайшие 300 лет. А позже его потомки воцарились в Москве. Но тогда с этим не согласился Новгород. Он был старше и богаче. Новгород был членом Ганзейского союза - тогдашнего ЕС и НАТО. В этот союз входили богатейшие торговые города Германии, Швеции, Голландии. Сейчас в Википедии пишут, что еще Эстонии, Латвии и Финляндии. Но это смешно. Тогда это были Германия и Швеция. А также Псков и Новгород.
Прозападные и «вече- демократические». А еще у него была своя святыня - икона Богородицы Знамение. Итак, собственный русский сакральный проект против евроинтеграции. Столкновение было неизбежно.
В 1170 году Владимирское войско пришло под Новгород. Оно было больше, сильнее и обладало отличным боевым опытом. Но новгородцы вынесли свою икону и ... одержали сокрушительную победу. Но победив в битве, проиграли войну. Боголюбский перерезал пути подвоза в Новгород хлеба. Он все контролировал. Альтернатива у новгородцев была - Европа. Та хлеб дала. Но хорошо на этом заработала. Новгород начал голодать. Задолго до Гоголя «ляхи не помогли». Центр Руси «ушел» во Владимиро-Московскую землю на сотни лет. Проект Боголюбского победил. Один из его потомков - Александр Невский - позже спас Новгород от тех же «ляхов». А другой - первый русский царь Иван - отменил Новгородскую вечевую «демократию». Но это уже было отдаленным последствием неудачных претензий евро - Новгорода на столичный статус.
А, может, Чудотворная новгородская икона тогда «сыграла» на стороне Владимира и Москвы? Что если бы Новгород тогда проиграл сражение? Может, погряз бы военном реваншизме? А так, победив в тактической битве, он получил важный стратегический урок: без России он - ничто. А уповать на Европу - глупо. С тех пор прошли столетия, но ситуация, кажется, изменилась не очень сильно.