17.01


Согласно опросу ВЦИОМ от 27 декабря прошлого года сериал об истории молодежных банд Казани 80-х посмотрели 18% жителей России. При нынешнем обилии сериалов цифра фантастическая! Но еще более поражает другое. 83% опрошенных о нем слышали или собираются его посмотреть. А сколько вокруг него споров и обсуждений! Значит, этот кинопродукт попал прямо в нерв сегодняшнего дня.
Сериал оказался удивительно достоверен. Даже в мелочах. Люди, которые хорошо помнят это время, дружно заявляют - все так и было. И не только в Казани. В 80-е так, или почти так, было везде. Это наша история. И она показывает, какой реально большой путь прошла Россия. Достаточно сравнить советскую Казань, где даже в центре по вечерам было страшно ходить по улицам, и сегодняшнюю туристическую жемчужину России. Да, и Оренбург сегодня, как мы его не критикуем, совсем не похож на убогий город 80-х.
Важно, что «Слово пацана» не пропагандирует криминал. Там нет положительных героев. Еще важнее, что это кино заставляет нас учить уроки. Сегодня таких молодежных банд в России нет. Нет социально-экономических причин, которые были в СССР. Но это не значит, что их не может быть впредь. Как все началось тогда? Социологи отмечают: в 60-е годы в СССР шли серьезные экономические процессы. В городах требовались рабочие руки на заводах, а колхозная деревня стремительно хирела. И в Казани начали массово строить спальные рабочие районы. Туда скопом заселяли переселенцев из деревень, которые оказались в чуждой среде и перенесли туда те порядки, к которым привыкли дома. Прежде всего, драки «улица на улицу», деревня на деревню. А власть оказалась к этому совсем не готова. Она упустила социальный фактор. Новые районы в Казани строили без инфраструктуры досуга. Нет, школы, поликлиники, детсады и спортивную инфраструктуру как раз строили. А кафе и клубы - нет. То есть, их собирались строить, но потом. Когда-нибудь. Комсомол и пионерия к тому времени полностью ушли в формализм и стали совсем неинтересны молодежи. Ну, и милиция оказалась совершенно не готова к борьбе с оргпреступностью. Потому что считалось, что ее в СССР просто нет. Стремление делать вид, что все замечательно, и не замечать при этом очевидного - это всегда путь к катастрофе. Из этого опыта надо делать выводы!
Сегодня у нас впереди строительство колоссального микрорайона «Молодой Оренбург». По сути, целого нового города. Кем планируют его заселять? Людьми из деревень и поселков, русскими людьми из зарубежья, о переселении в Россию, которых много говорят, но очень мало делают? Или мигрантами, у которых свой менталитет, зачастую, трудно совместимый с современной городской средой? Так кем? Как этих людей собираются адаптировать? К заселению «Молодого Оренбурга» следует подходить осторожно и точно не с позиций чистой прибыли, архитектуры и экономики. Думать об этом надо уже сейчас. Иначе будет поздно. И мало не покажется никому.

































