Суббота, 21 июля 2018
24, пасмурно
ФГУП ВГТРК ГТРК "Оренбург"
16:52
18.06
Андрей Федосов
ЗАБЫТАЯ ПОБЕДА
© Андрей Федосов

Прочитал роман Дмитрия Володихина «Смертная чаша». Ярко, интересно и... смело. При всех несомненных художественных достоинствах и недостатках, это не столько роман, сколько... попытка вернуть нам Победу.

Попробую объяснить. Все поколения советских и российских школьников (по крайней мере до ЕГЭ) знают, что в нашей истории было шесть Судьбоносных Битв. Так сказать, «от ножа». Когда поражение становилось не тактическим, и об аннексиях и контрибуциях не было и речи. Напротив, в зависимости от результата сражения ставилась сама выживаемость государства и нации. Куликовская, Бородинская, Московская 1941 года, Сталинградская, взятие Москвы Ополчением Минина и Пожарского и Битва на Чудском озере. Причем судьбоносное значение последней как-то не очень акцентировалось. Да, сказал Александр Невский исторические слова про меч, с которым кто к нам придет, тот от него и погибнет. Но, вроде бы, защитил он всего лишь Новгород. Между тем, битва эта также была судьбоносной ДЛЯ ВСЕЙ нации. Немецкие рыцари шли не устанавливать свой «орднунг» и даже не просто грабить. Они шли убивать. Крестоносцы исполняли призыв Папы Григория от декабря 1237. Речь шла о полном физическом уничтожении «врагов креста» - не католиков. Финнов, карелов и русских. За это добрый христианин Папа обещал всем участникам похода полное отпущение грехов. Остановили их как раз на Чудском озере.

Однако Судьбоносных Битв в истории России было не шесть, а, как минимум, семь. Кто знает о битве при Молодях в 1572 году? Разве что историки. Пара строчек в учебниках и все. Между тем, это был беспримерный подвиг русского воинства, совершенный почти на краю пропасти. И первый случай реальной остановки турецкой экспансии в Европе!

Всего за год до этого Крымский хан Давлет-Гирей сжег Москву. В 1572 году глава рабовладельческого государства не скрывал: он идет уничтожить Русское царство. А оно было сковано войной в Прибалтике и поражено предательством. Царь Иван Васильевич воевал в Ливонии, а в войске хана было немало «проводников» из числа «обиженных» дворян. Всего силы хана оцениваются примерно в 60 тысяч человек с турецкой артиллерией. Причем, крымцы были великолепными кавалеристами. Еще к ним присоединились ногайцы и черкесы. А Россия смогла против них выставить чуть более 20 тысяч. Неприспособленные к бою в чистом поле стрельцы, казаки, да немного дворянской конницы - тогдашнего спецназа.

А тут еще предатели помогли через броды форсировать Оку и обойти русское войско. Могучее полчище шло к незащищенной Москве. Командиры русского войска - князья Михаил Воротынский и Дмитрий Хворостинин - принимают решение ударить силами дворянской конницы в тыл захватчикам. Хворостинин лично возглавляет дерзкий рейд. Удар был так силен, что хан принимает решение развернуться и преследовать маленький отряд русских. Хворостин выводит войско захватчиков на передвижную деревянную крепость, которую стрельцы возвели у села Молоди в чистом поле. Громада не успевает остановиться и буквально натыкается на стену свинца - пушечных ядер и пищальных зарядов. Несколько дней крымцы с большими потерями штурмуют русскую крепость. У защитников заканчивается еда и вода, но они ухитряются в ходе дерзкой контратаки уничтожить всю турецкую артиллерию. Когда сил держать оборону не остается, начальник крепости князь Хворостинин выводит остатки «гарнизона» в поле и принимает безнадежный, казалось бы, бой. Русским удается добиться почти невозможного - степные полчища «увязают» в них. И тут главнокомандующий князь Михаил Воротынский заранее «припрятанным» резервным полком наносит удар с тыла. Крымское войско бежит. Его преследуют и полностью уничтожают.

Интересно, что русских под Молодями было примерно столько же, сколько сербов на Косовом поле. Турок же там было «всего» 40 тысяч. Сербы героически погибли. О них сложено множество песен, написано стихов, герои прославлены в Лике Святых, есть даже праздник в память о битве - Видовдан. А наши не просто победили, но и полностью уничтожили вражеское войско, спасли страну. Где стихи, песни, памятники? Почему Воротынский и Хворостинин - не в одном ряду с Дмитрием Донским, Александром Невским, Суворовым, Кутузовым, Жуковым. Наверное, потому что она была в «неправильное» время и при «неправильном» царе.

Тогдашняя Россия была молода и кипела энергией. Вчерашние удельные князья, ставшие боярами, постоянно выясняли, кто из них знатнее и более достоин высоких должностей. Образовалось много обиженных. Многие пошли на предательство. Кто-то был наказан. Кто-то эмигрировал в Европу. Эмигранты-предатели (с тех пор ничего не изменилось) оставили немало воспоминаний о жестокости Московского Царя. Так Иван Васильевич стал в глазах Европы злодеем и Грозным. Позже это наложилось на идеологическую политику Романовых. Среди них было немало выдающих государей, но предубеждения относительно коренной, и куда более мощной, династии Рюриковичей они так и не преодолели. К тому же проводить кровавые реформы Петра можно было, только изображая «допетровскую» Русь дикой и лапотной.

На деле Иван Васильевич казнил людей в десятки раз меньше, чем просвещенные европейские государи того времени. Казнил в основном реальных предателей. Да к тому же еще и оказался человеком совестливым. Всех казненных заносил в специальный Синодик и заказывал по ним поминальные службы. Включая холопов.

И еще один стереотип. Нас в школе учили, что опричники занимались казнями, карательными операциями и прочим в том же духе. Однако герой Битвы при Молодях князь Хворостинин - опричник. При этом он отвоевал во всех войнах, которые вела тогдашняя Россия, но никогда не занимался никакими казнями. И вообще, при Молодях насмерть стояло множество опричников.

Кстати, писатель Володихин от этих стереотипов тоже не отошел. Например, он пишет, что Герой Молодей Воротынский всего через год был казнен Иваном Грозным по навету. Но имени Воротынского в Синодике нет. Так что факт казни князя весьма сомнителен.

Но в целом книга — очень даже неплоха. Некоторые сцены выглядят просто мощно. В общем, рекомендую к прочтению. И, как знать, может, эта художественная книга - первый шаг к возвращению нам забытых героев, которые когда-то умирали за то, чтобы мы жили.

Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться на сайте с помощью одной из социальных сетей: