Вторник, 22 августа 2017
27, ясно
ФГУП ВГТРК ГТРК "Оренбург"
17:50
05.09
Елена Стрельникова
Я ЗДЕСЬ ИЛИ... БЕЗ НАЗИДАНИЙ
© Елена Стрельникова

В этом году фестивальное кино «Восток-Запада» я, увы, смотрела по минимуму. Заглянула на «Гуров и Анна». После 15 минут поняла, что даже, списывая все на современную обработку, это можно назвать не чеховской «Дамой с собачкой» (от нее только имена), а скорее набоковской «Лолитой». Мне стало скучно из-за предсказуемости финала, и до конца я не досмотрела. Абсолютно предсказуемой была и картина «Дефиле» российского молодого режиссера Виталия Суслина. В основе сюжета история троих друзей, которые встречаются в родной деревне после долгого отсутствия. Сюда приезжают две городские девушки. Вам пересказывать сюжет дальше или уже знаете развитие сценария? Да, верно, так и будет. Любовь и нелюбовь. Город и деревня. Мне фильм показался затянутым. Однако жюри фестиваля именно Виталия Суслина назвало лучшим режиссером в российской программе «Сплетенные параллели». Фильм уже есть в интернете. Так что посмотрите сами и сделайте свой вывод. 

Кинолента «Рядом с вами», несмотря на всю актуальность момента и важность борьбы с терроризмом, меня испугала с первых кадров. Я боюсь террористов и сект и, как страус, прячу голову в песок. Но специальный приз МВД России «За вклад в борьбу с экстремизмом» режиссеру протоиерею Александру Новопашину за киноленту «Рядом с нами» говорит, что тема важная. 

Насторожили и первые кадры фильма «Я здесь». Уж больно любят сегодня давать крупным планом шаги по грязи главных героев. Как бы опять не было повтора. Но повтора не было. Это совсем другое кино. Без назиданий, нотаций,  заставляющее думать и не повторяться. Итак, главная героиня фильма Рая живет на хуторе со своей бабушкой и младшим братом Роби. Отец умер, а мать уехала на заработки в Англию. да там и осталась. Не звонит, не пишет, не приезжает. Бабушка злая, вечно с сигаретой и рюмкой, пытается продать дом и оставить детей без жилья. Государство позаботится если что. Государство заботится. Регулярно приезжает женщина из опеки, смотрит все ли в порядке. Но она – не мама. После очередной бутылки бабкино сердце не выдерживает. И 17-летняя девушка решает никуда не заявлять о смерти старухи. Вместе с братом они закапывают тело в саду и делают вид, что все у них в порядке. По классике жанра дальше их должны все обманывать, бить, насиловать, дети умирают с голоду, их силком увозят в детдом. Нет. Этого нет. Дети наводят в своем доме чистоту, переставляют мебель, следят за садом, начинают хорошо учиться в школе. Девочка выигрывает на олимпиаде по английскому языку путевку в Лондон. Она мечтает найти мать. У нее роман с учителем. Тут она точно должна забеременеть, думаете вы. Нет. Опять не угадали. Хотя, конечно, он ее бросает. Но не безжалостно. Даже помогает финансово. Рая заканчивает с красным аттестатом школу и добирается до матери. Та даже не пускает ее в дом. У матери новая семья и новые дети. Теперь девушку (по идее) должен «съесть» Лондон, проституция, наркотики и т.д. И опять не угадали. Она возвращается в Латвию, забирает брата из детского дома и как бы говорит: «Не бойся, я здесь». Просто и понятно, без надрыва, но на нервах. 

Каждый из нас здесь и сейчас вынужден принимать решения. Здесь, а не там отвечать за свои действия. Здесь делать ошибки и здесь бороться за жизнь. Ком к горлу подкатывает, когда ты видишь крупным планом Раины глаза. Ей столько приходится пережить, а она никогда не плачет. Глотает слезы, стискивает зубы и не плачет. Только один раз она дает себе слабину и утыкается в плечо соцработника. Но тут же собирается с силами, чтобы жить дальше. Это история сильной личности, которая ни разу не унизилась и ни разу никого не оскорбила. Она сбивает свою сметану, и ты веришь, что у нее все получится. Непрофессиональная актриса Элина Баска на фестивале получила приз за лучшую женскую роль. И я тоже двумя руками голосую за эту победу. Роль не сыграна, она прожита. И ты живешь вместе с ней. 

Жанр фильма обозначен как драма. Но здесь нет драмы. Здесь реальность бытия. Каждый план четко продуман режиссером. Практически нет музыки. Сама жизнь создает музыку: шарканье сапог, шуршание листьев, стук колес и в финале – скрип качелей. Все построено на психологии. Никаких нотаций, скандалов, истерик. Все как часть природы. Никто никого ничему не учит. Никаких спецэффектов. Но этот малобюджетный фильм пронизывает до глубины души, и 1 час 46 минут ты не дышишь. 

«Я здесь» получил диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России «СЛОН» за то, что «четко, внятно и талантливо обозначил свое присутствие в кинопространстве». Также работа латвийского режиссера Ренарса Вимба отмечена призом Генерального спонсора фестиваля Клубного комплекса «ЯР» за лучший фильм. «Я здесь» признан лучшим фильмом международной программы фестиваля. Сразу четыре приза на «Восток-Западе» не брал еще никто. Это фильм, который, как сказал Сергей Лаврентьев, отобрался на фестиваль легко, и стал заслуженно триумфатором. Впрочем, приветствуя оренбуржцев уже с золотыми львами и чашами в руках на финальном показе в «Космосе», сам Ренарс подчеркнул: «Призы – это приятно, но гарантии они не дают. Важнее полный зрительский зал. Спасибо, что вы здесь!».

Фото: группа «Оренбург онлайн»

Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться на сайте с помощью одной из социальных сетей: