Вторник, 21 ноября 2017
4, малооблачно
ФГУП ВГТРК ГТРК "Оренбург"
10:13
12.05
Андрей Федосов
ЧТО В ЕВРОПЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, А ДЛЯ ВИЗАНТИИ ОБЫДЕННОСТЬ. О МУЗЕЯХ И ХРАМАХ В ОСТРОТЕ МОМЕНТА
© Андрей Федосов

В живописи я понимаю не много. Точнее, почти совсем ничего не понимаю. Но отличить гениальное от остального могу. Никогда не забуду, как минут тридцать стоял в Дрезденской картинной галерее перед «Сикстинской Мадонной» Рафаэля. На этом полотне - репродукции этого не передают совершенно - все ЖИВЫЕ, а не нарисованные. Как и на других полотнах и даже набросках Рафаэля. Кстати, люди на полотнах, например, Рубенса в той же галерее ЖИВЫМИ почему-то совсем не казались. Ровно как и у Дюрера, Рембрандта и Тициана.

Второй раз такой уровень живописной гениальности я увидел через много лет на Афоне. В греческом монастыре Эфсигмен. Там находится совсем небольшая Чудотворная Икона Владимирской Божией Матери. История ее появления в греческом монастыре примечательна сама по себе. Но я не о том. Главное, глаза у Богородицы и младенца Иисуса на ней ЖИВЫЕ. Как на полотнах Рафаэля. Божия Матерь и Спаситель на этой иконе будто дышат. Товарищ при мне спросил у русскоязычного монаха, можно ли купить копию этой иконы? Тот - осетин по национальности и сам иконописец - искренне изумился:« Вы что? Это 17 век. Автор неизвестен. Нам ТАКОЕ не по силам. Это РУБЛЕВСКИЙ уровень письма». «И РАФАЭЛЕВСКИЙ!» - добавил я про себя.

Недавно мне довелось побывать в Музее Византийского искусства в Салониках. Вывод: для Византии Рублевско- Рафаэлевский уровень гениальности был если не обыденным, то точно не исключительным. Он был присущ имперским иконописцам самых разных веков - как известным, так и тем, чьи имена навсегда потеряны во глуби веков. Интересно, что многие гениальные иконы были написаны уже после падения Константинополя. В 17, 18 и даже 19 веках. Наверное, именно потому, что они тогда создавались, греки сумели выжить как нация под чужеземным игом и возродиться в нынешних Греции и Кипре - этих осколках Византийской империи.

Впрочем, я сейчас о другом. Слов нет, чтобы описать, насколько НЕЕСТЕСТВЕННО выглядят гениальные иконы в музейных залах. Они ведь писались совсем не для них, а для храмов. Для молитв, прикладываний... наконец, чудес, которыми столь богата история Византии. Это портретам и пейзажам место в музеях и картинных галереях. А иконы - для храмов. Их пишут люди верующие и для верующих .

Предвижу возражения – мол, в музеях иконы лучше сохранятся для будущих поколений. Не то что у этих мракобесов-церковников! Боюсь, что на деле все обстоит с точностью до наоборот. На том же Афоне бережно хранятся ТЫСЯЧЕЛЕТНИЕ иконы. И пребывают в БЕСПЛАТНОМ доступе для верующих. Надо видеть, как о них заботятся монахи! В этом году в Светлый вторник при мне из-за небольшого дождя отменили вековую традицию - Крестный ход Иверской иконы. Сохранность древней святыни превыше всего! И уж точно монахам - людям верующим - в голову не придет ее продать. Иное дело музеи. Сколько культурных сокровищ продало из них за рубеж в 20-30-е годы Советское правительство! А чего стоит скандал с пропажей из фондов Эрмитажа культурных сокровищ в конце 90-х!

Это я о возврате Исаакиевского Собора той структуре, для которой он собственно и строился — Русской Православной Церкви. Полемика вокруг этого совершенно логичного шага стала уже утомлять. Да и есть ли для нее хоть какая-то почва? Читаю возмущенные вопли противников передачи. И кроме смутных сомнений в способности церкви сохранить культурное достояние вижу там один лишь «аргумент». С НИМИ, видите ли, не посоветовались. А почему нужно было советоваться по этому поводу с любителями совать нос в чужой огород ? Забавно, но большинство противников ВОЗВРАЩЕНИЯ Исаакия составляют те кто либо ходит в храмы ДРУГИХ религий, либо вообще позиционирует себя в качестве атеистов, коим до храмов, казалось бы, совсем не должно быть никакого дела. Тем более, что атеистические любители старины и после передачи собора смогут туда свободно зайти и осмотреть все, что заблагорассудится. В отличие от музея, БЕСПЛАТНО.

P. S. Те самые иконы из Музея Византийского искусства. Впрочем, в полной мере, всю их фантастическую мощь фотографии передать не в состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться на сайте с помощью одной из социальных сетей: