Пятница, 29 марта 2024
ФГУП ВГТРК ГТРК "Оренбург"
16:00
02.12
Дарья Тишакова
О нацизме и гуманизме
Или же – о льве в стае гиен. Тема фильма-победителя фестиваля «Восток-Запад» актуальна уже много лет и становится все острее для старушки-Европы, которую активно заселяют выходцы из Африки и Азии. Когда они добиваются успеха и объявляют себя полноправными гражданами европейских стран, без расовой нетерпимости, к сожалению, не обходится. А все почему?

Или же – о льве в стае гиен. Тема фильма-победителя фестиваля «Восток-Запад» актуальна уже много лет и становится все острее для старушки-Европы, которую активно заселяют выходцы из Африки и Азии. Когда они добиваются успеха и объявляют себя полноправными гражданами европейских стран, без расовой нетерпимости, к сожалению, не обходится. А все почему? Потому что коренному населению зачастую больше нечем гордиться, кроме своего происхождения. Однако с главным героем картины «Сердце льва» все получилось иначе.

Финский неонацист Теппо Салминен благодаря любви к женщине пошел дальше своих идеологических убеждений, принял как родного чернокожего сына своей возлюбленной. Для него это нелегко. Это значит – переступить через себя. Он не знает, чему надо мальчика научить. Сначала учит драться, защищаться от школьных задир, малолетних представителей своей же, арийской, расы. Но потом, после череды драк и среди детей, и среди взрослых, клянется: «Я больше никого не ударю. Никогда. И не хочу, чтобы ты тоже кого-то бил». Через образ Теппо режиссер Доме Карукоски показывает выход из расовых конфликтов. Этот выход – в любви к ближнему, терпимости. Идея, по сути, вечная, не новая. Но большинство героев ее не разделяют. Впрочем, Теппо не одинок: его поддерживает любимая женщина, Сари. Женское начало в фильме обрисовано очень четко. Сари не выражает абсолютно никаких идеологических пристрастий. Ее задача – как и практически любой женщины – рожать и растить детей, поддерживать своего мужчину. Она ни с кем не ругается, старается обойти острые углы. Мужчины, в свою очередь, ее уважают, а потому многое скрывают. Она не знает, что ее сын пытался убить отчима электрическим током, подсыпал ему в еду отраву, что в ее доме хранятся гранаты…

Вообще все образы в фильме очень яркие. Один из самых ярких – Харри, брат Теппо. Это молодой человек, не старше 20 лет, ярый неонацист, который уходит из армии из-за того, что не хочет, чтобы им командовал представитель желтой расы. Харри пытался понять старшего брата, защищал его и чернокожего мальчика от друзей-нацистов, но он так и не смог встать на позиции гуманизма. Покончил с собой. Вот она – воплощенная убежденность, неспособность мыслить шире и быть добрее.

Удивительно, но в картине все нацисты показаны «неплохими», не полными подонками. Они помогают инвалиду подняться по лестнице, поддерживают друзей в беде. Но – обостренное чувство справедливости: «Он не пробил чек, значит, он не платит социальный и пенсионный налог». Для приезжего такое поведение в Финляндии, на их взгляд, недопустимо. И тут обрушиваются потоки ненависти и зла… В финале друзья-нацисты наживую спиливают ему татуировку финского льва, символа страны, якобы, он недостоин ее носить, хотя понятно, что именно Теппо — достойный, «лев».

«Сердце льва» - фильм, безусловно, интересный, заставляющий мыслить. Но открытый финал оставляет колоссальное чувство незавершенности. Перспективы у героев не радужные. Вражда того гляди утянет их всех на тот свет, вслед за Харри. Режиссер показал выход, но в то же время показал, что к этому выходу общество придет нескоро. Ведь вокруг «льва», сознательного благородного человека, сплошь «гиены»: убежденные нацисты, пасынок, который спит с ножом под подушкой, чернокожий эмигрант-отец мальчика, который гордится собой и унижает неуспешных финнов и множество рядовых финских граждан, которые прививают своим детям разделение на «свой-чужой». И никто не хочет меняться.

Рассуждать о победившем фильме в Оренбурге, где стыкуются Восток и Запад, можно, к счастью, спокойно и несколько отстраненно. У нас проблема расовой и национальной нетерпимости стоит не слишком остро. С малолетства все понимают, что Оренбуржье – оно многонациональное. И точка. И слава Богу.

 

 Дарья Тишакова

Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться на сайте с помощью одной из социальных сетей:

Другие мнения автора